КОЛОКОЛА. ИСТОРИЯ

 

Вернём колоколу голос!

Автор проекта: Алексей Талашкин

В единственном в Сибири новосибирском музее колокольного звона собрана самая крупная в России коллекция колоколов тюменского завода купцов Гилёвых. Это культурный и научный проект, позволяющий вернуть разбитому колоколу голос и узнать, каким было его звучание. Копия будет размещена в Музее колокольного звона рядом с оригиналом, и желающие смогут услышать, как звучал колокол, отлитый сто лет назад.

Цель проекта: отливка точной копии разбитого старинного церковного колокола сибирского литья.

Подробнее о проекте читайте на сайте:

http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75258

 

________________________________

 

Александр Чайка о таинстве церковного звона на Афоне.

  

 

 

Репортаж телекомпании ТВЦ о возвращении из США колоколов Свято-Данилова монастыря. Посол США Джон Байерли: ''Эти колокола были спасены в 30-х годах...

 

Престольный праздник у общины без храма! В Москве на Пушкинской площади прихожане Страстного монастыря, который был разрушен в 1937-м году, провели  праздничное молитвенное стояние и крестный ход под колокольный звон вокруг территории, где некогда возвышалась обитель.  

Телеканал Союз: http://tv-soyuz.ru

 

Храм святителя Николая Чудотворца «Красный звон»

      Впервые каменная церковь святителя Николая Чудотворца «Красный звон», что в Никольском переулке, упоминается в 1561 году. Средства на строительство предоставил купец Г. Твердиков.

    По другой версии, сам митрополит Филипп основал церковь, ведь она так близкоы расположена к Кремлю. Год же основания называется 1566. Некоторые исследователи полагают, что храм появился гораздо позже - уже в 17 веке.

  После того, как храм пострадал от пожара в Москве, его обновили в 1626 году.

  Свою известность Николаевская святыня получила от захороненной здесь головы А. Соковнина, который принимал участие в заговоре 1697 года против Петра I, за что его на Болотной площади четвертовали. Когда останки Алексея Соковнина потребовали родственники, выяснилось, что они уже отправлены в «убогий дом», с почестями удалось похоронить только отсеченную голову.

  В 1858 году здание храма святителя Николая Чудотворца разбирают и возводят на этом месте новое. История не сохранила имя автора этой постройки, однако некоторые факты указывают на архитекторов Козловского, проектировавшего иконостас для церкви, и Шестакова, сделавшего смету строительства. Средства на возведение нового храма выделил купец Поляков.                                                                                                                                                               

 Храм святителя Николая в Никольском переулке после революции

   В 1927 году храм Николая в Никольском переулке закрывают. Изначально его планировали снести, но затем снос отложили, а в стенах святыни разместили советские конторы.

Ремонтировать здание храма начинают в 1964 году. Через 3 года учреждения, размещавшиеся здесь, освобождают святыню. В помещении разместили электростанцию, для чего забетонировали стены и пол, а кирпичом заложили окна.

Со временем было принято решение включить здание церкви в комплекс построек ЦК КПСС. С этой целью к стене храма пристроили еще один административный корпус.

  В 1990 году состояние храмового здания оставляло желать лучшего: на стенах появились трещины, купола проржавели.

  В 1991 году святыню вернули РПЦ, и сразу же приступили к ее реставрации. Уже в 1996 обновленная церковь была освящена.

  Сегодня храм именуют «Красный звон» неспроста. Это название пришло с 16 века - тогда «красный» было синонимом слову «красивый». Именно необычайной красотой выделялись колокола храма святителя Николая из подобных.

 

  Один из колоколов датируется 1573 годом. На нем изображены 3 лилии и сделана запись на иностранном языке. Когда в 1927 году храм закрыли, этот колокол оказался в Коломенском музее.

 

 

_________________________________________________________________________________

 

Колокольный звон в Кремле был запрещен в 1918 году, и лишь один раз, в 1921 году, этот запрет был нарушен.


После этого звона Иван Великий замолк на 71 год, и лишь в 1992 году на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Был он не так громок: звонили лишь пять колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.
А что такое звон во всю Ивановскую, можно представить по описанию Н.И. Оловянишникова (известного колокололитейщика):
«Звон на Ивановской колокольне представляется необыкновенно торжественным, особенно когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях; он называется «красным звоном» и имеет свою особую мелодию.
В ночь под Христово Воскресение «красный звон» совершается по-особому, исстари существующему в Москве обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле. Для вящего благолепия и торжественности этого великого момента все московские церкви должны ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого.
На первый удар его вдали, подобно эху, отзывается колокол Страстного монастыря, и затем уже разом, как будто бы по мановению капельмейстера, начинают гудеть колокола всех сорока сороков московских церквей.
Еще только не успели пробить полночи часы на
Спасской башне, как задребезжал сигнальный колокольчик «кандия» от Успенского собора, и, как всегда бывает, многотысячная толпа на площади Кремля стихла; и — вдруг ударили... Дрогнул воздух, рассеченным густым, но мягким ударом Успенского колокола! Торжественно понеслась, разрастаясь, широкая звуковая волна; перекатилась она с Кремлевского холма за Москву-реку и разлилась далеко вокруг.
Как хорошо, как торжественно потрясает ночной, остывший воздух это густое «бархатное» la bemol! Второй удар еще сильнее, еще могучее, а в отклик ему перекатный звон тысячи колоколов всех церквей слился в один протяжный гул».

С нее хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км. Но чтобы подняться на вершину Ивановской колокольни, нужно было преодолеть путь в 329 ступеней, что далеко не всем под силу.
Сейчас в колокольне располагается музей, а на вершине — смотровая площадка.

Говорят, что...

...в Москве существовал неизвестно кем и когда объявленный запрет строить здания выше Ивана Великого. Когда в 1723 году молния ударила в шпиль новопостроенной церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах и подожгла ее, то объясняли пожар как кару строителю церкви за то, что возвел ее выше Ивановской колокольни.

...Наполеон хотел снять крест с колокольни Иван Великий, думая, что он отлит из чистого золота. Но когда один из храбрецов отважился достать святыню, оказалась, что она медная. Наполеон разозлился и велел казнить несчастного.

...о прочности колокольни Ивана Великого ходили легенды. Говорили, что покуда стоит Иван Великий, будет стоять и Москва. После бегства Наполеона из горящей Москвы, многие приходили посмотреть, стоит ли колокольня. Тогда от взрыва порохового заряда, заложенного французами, пострадали Успенская звонница и Филаретова пристройка, а Иван Великий остался непоколебим.
Этот эпизод описан М.Ю. Лермонтовым:

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Исследования реставраторов показали, что основание колокольни Иван Великий имеет глубину всего 4,3 метра, что опровергло легенду о том, что фундамент сильно углублен в землю. Строение покоится на восьмигранном каменном основании, а его прочность — результат мастерства архитекторов: внутри кирпичных стен вмонтированы железные сваи, а в раствор добавлялся яичный желток. Стены у основания Ивана Великого имеют толщину 5 метров, и 2,5 метра на втором ярусе.

...в 1993 году Банк России выпустил монету с изображением колокольни Ивана Великого номиналом 3 рубля. Но она так и не пошла в обращение.

...в Успенской звоннице была церковь Николы Гостунского, и сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми к древней иконе святителя Николая, чтобы устроить замужество. Основывался он на легенде, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. С тех пор спешили бесприданницы к святителю Николаю, и не было в Москве невесты, которая бы не зашла помолиться Николе-обручнику на Соборной площади.

 
 '
 
 
 
 
 
 
ХРАМ  СВЯТЫХ  АПОСТОЛОВ  ПЕТРА  И  ПАВЛА  В  КАРЛОВЫХ  ВАРАХ
 

 В 1862 году, на территории Австрийской империи был организован сбор денег на строительство первого храма православной церкви. Многие влиятельные русские люди откликнулись на призыв княгини Елены Павловны: Князь Воронцов, граф Шувалов, Кошелёв и Мусин-Пушкин.

Но строительство началось только в 1893 году. Проект составил известный академик Д.В. Ухтомский, а руководил строительством Густав Видерман. Он сумел решить проблему неустойчивого грунта и добиться полной реализации проекта. Церковь Петра и Павла до сих пор остаётся самым величественным и эффектным сооружением. Спустя четыре года после закладки первого камня, этот шедевр русского церковного стиля был представлен публике. Колокольня высотой в 40 метров возвышалась над массивным куполом с луковицами, навсегда изменив облик города. Торжественное крыльцо, крытая галерея и массивные нефы складывались в уникальный образ. Полюбоваться на храм приходили все туристы.

Особенного внимания заслуживают уникальные витражи, которые заказали в Инсбруке. Красочные стеклянные мозаики святых князя Вацлава, княгини Людмилы, Иоанна Златоуста и Спасителя даже спустя полтора столетия выглядят как новые. А вот колокола храма привезли прямиком из России – лидера в колокольном деле. Немалый вклад сделал император Николай I, он жаловал иконы и дополнительные материалы для декорации храма изнутри.  Первым протоиереем стал Н.П. Апраксин, он занимал свою должность вплоть до 1901 года.

'

ПЯТКОВСКИЕ КОЛОКОЛА

Во времена бурных петровских преобразований начала XVIII века началось освоение природных кладовых Урала. За короткий срок на нескольких «поставленных» заводах начало действовать свыше двух десятков доменных и более 60 медеплавильных печей. 15 октября 1701 года вступил в строй петровский первенец – Каменский завод, давший уже до конца года 557 пудов чугуна. Только этот завод с 1702 по 1709 год, то есть до Полтавской баталии, дал 854 артиллерийских орудия общим весом более 38 тысяч пудов, а к ним свыше 27 тысяч пудов снарядов, и именно здесь подготавливал Петр I разгром Карла XII на берегах Ворсклы. Интересно, что запуском и проблемами уральских казенных заводов занимался замечательный мастер Иван Федорович Маторин, получивший известность еще в 1694 году литьем пушек и колоколов.

Вековые традиции уральских мастеровых, сильнейшая академическая школа уральской металлургии, практический опыт работы в литейном производстве – всё это и позволило в 1991 году появиться на свет небольшому по индустриальным меркам предприятию, а затем стать одной из самых крупных, востребованных и известных колокольных фирм новой России.

     

 Фото с сайта Пятковские колокола

 

СТАРИННЫЕ КОЛОКОЛА ОРЛОВА ПЕРЕД ПРАВОСЛАВНЫМ АЛЕКСАНДРОВСКИМ ХРАМОМ В г. ТУРКУ.

 
  
  

ФОТО  ССЫЛЬНОГО  КОЛОКОЛА  И  НАДПИСИ  НА  НЕМ

  

  

  

 

 

 

 

 

КОЛОКОЛА  В  КОЛОНИИ

 «Звон — это полет, это Свобода».

         В 2013 году Сибирский центр колокольного искусства совместно с Отделом по тюремному служению Новосибирской Митрополии начал работу над проектом по обучению осужденных колокольному звону. Проект получил название «Дозвониться до небес — дозвониться до сердец».Передвижная звонница побывала в каждой колонии, где были организованы приходы, открыты молельные комнаты, построены часовни и храмы. Конструкция весом в пятьсот килограмм собиралась перед каждым молебном, по окончании которого в колокола звонили все желающие.  

        Множество положительных откликов и со стороны осужденных, и со стороны администрации учреждений привело к тому, что в тюремных храмах стали появляться колокола. В 2011 году на территории ИК-13 впервые открылись краткосрочные звонарские курсы. В сибирскую глубинку, в село Раисино, на открытие курсов приехали московские звонари — Екатерина Головизнина, Андрей Крючков, Павел Лялин и некоторые другие. Они же и дали первый мастер-класс будущим звонарям. Это случайное, на первый взгляд событие, на самом деле положило начало длительного и успешного сотрудничества, итогом которого стало проведение в ИК-18 звонарских курсов по программе и методике Школы звонарей при московском колокололитейном заводе «Литэкс». Руководитель этой школы Екатерина Головизнина за два с половиной года 6 раз посетила ИК-18 и передала звонарям уникальные знания о различных традициях церковного звона.

        В рамках проекта «Дозвониться до небес» были организованы курсы колокольного звона в одиннадцати из шестнадцати исправительных учреждений Новосибирской области , и некоторые тюремные храмы получили наборы своих колоколов.Главным мероприятием проекта стал Первый фестиваль тюремных звонарей-выпускников звонарских курсов из 11 учреждений Новосибирской области. Это первый и пока единственный в России фестиваль звонарей тюремных храмов, аналогов которому нет.

       Преподаватель звонарских курсов в колонии Алексей Талашкин поделился своим педагогическим звонарским опытом. «Каждый человек умеет звонить в колокола. Только не каждый об этом знает...Если эту мысль взять за постулат, то решение по обучению колокольному делу будет сводиться к очень простым вещам: А) рассказать о том, что каждый человек умеет звонить в колокола; Б) показать азы; В) освободить плечи. А дальше — в полет! Наши занятия так и строились. Я только показал азы и все. Взлет-посадка. А дальше — поправки, ответы на вопросы и великая радость. От того, что звон летит к Небесам. От того, что крест, на котором каждый человек оказался, похож на самолет. И над унынием тоже можно летать».
(Алексей Талашкин)


  

   

       Приход во имя Михаила Архангела принял участие в конкурсе «Православная инициатива – 2012» и победил в направлении «социальное служение». Проект «Дозвониться до небес – дозвониться до сердец» охватывает опыт использования передвижных звонниц и проведения звонарских курсов на территории исправительных учреждений Новосибирской области и реализуется силами Отдела тюремного служения Новосибирской Митрополии и Сибирского центра колокольного искусства.

     В рамках гранта Сибирский центр колокольного искусства должен завершить работу над восьмисерийным сериалом о сибирских колоколах и звонах и подготовить учебное пособие.

    Специально для проведения краткосрочных курсов на территории исправительных учреждений Новосибирской области группа авторов Сибирского центра колокольного искусства во главе с кампанологом Л.Д. Благовещенской подготовила учебное пособие «Звонарская тетрадь». Пособие по истории, теории и практике колокольного звона состоит из 226 страниц и включает в себя 19 тем, рассматриваемых в рамках одногодичных курсов в Школе звонарей при НСМПБИ и 5 приложений (фотоиллюстрации, устав колокольного звона, чин благословения кампана, упражнения для овладения практическими навыками звона и нотные записи колокольных звонов в различных традициях).

    Пособие получило высокую оценку Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института и благословение Высокопреосвященнейшего Тихона, Митрополита Новосибирского и Бердского. В ближайшее время из типографии выйдет первая часть тиража.
         

 

Источник: Издание Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской Митрополии "СИБИРСКАЯ ЗВОННИЦА" 11/2013  выпуск №2 (34)

 

 

Династия Моториных

Царь-колокол, 1735г.
Московский Кремль Фото А. Нарожного

(Материал публикуется с согласия автора с сайта http://www.decorbells.ru/history_founders_motorin.htm)

Родоначальником знаменитой династии колокололитейщиков Моториных, известной тремя поколениями выдающихся мастеров, был Федор Дмитриевич Моторин (1630-е-1688). На Пушечный двор он был принят в том же 1651 году, что и Александр Григорьев. Возможно, оба мастера были дружны, так как несколько раз они отливали колокола вместе: в Новгороде в 1654 году (1000-пудовый колокол для Софийской звонницы) и в 1656 году на Валдае в Иверском монастыре по заказу патриарха Никона. Федор Моторин и после этого часто был командирован Пушечным двором для отливки колоколов на местах: в Саввино-Сторожевский (1672) и Троице-Сергиев (1684) монастыри. Эти работы мастера до наших дней не сохранились.

В 1670-е годы Федор Моторин был ведущим литейщиком Пушечного двора, однако не только руководил работами, но и сам лил колокола для московских церквей и монастырей. К сожалению, все они были уничтожены в 1930-е годы.

Помимо таланта искусного литейщика, Федор Моторин обладал еще и предпринимательской жилкой: именно он открыл в 1686 году первый частный колокольный завод. Кроме его сыновей Дмитрия и Ивана достоверно известен только один ученик Моторина-старшего - Иван Князев.

Сохранилось пять колоколов работы Федора Моторина. 52-х пудовый колокол (852кг) сейчас находится в музее "Коломенское". Колокола Даниловский (1678г.) и Новый (200 пудов, т.е. больше 3 т, 1679г.) висят на Иване Великом в Московском Кремле (Даниловский колокол не звонит уже более ста лет: он разбит, имеет вертикальную трещину, а колокол Новый звонит при каждом кремлевском богослужении). 104-х пудовый (1.7 т) колокол, отлитый Федором Моториным в 1683 году для Церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке, после ее сноса в 1924 году был передан в Покровский собор на Рву (более известный как Василий Блаженный), где сейчас является его вторым колоколом по весу. И последний - 540-пудовый (около 9 т) колокол, отлитый для Новодевичьего монастыря, исправно звонит там и сейчас.

За год до смерти Федор Моторин передал завод сыновьям Дмитрию и Ивану.

Дмитрий Федорович Моторин (? -1696), пожалуй, известен меньше других из моторинской династии. Вместе с братом Иваном был он совладельцем колокольного завода в Пушкарях, унаследованного от отца, а также с 1686 по 1696 год работал на Пушечном дворе в качестве колокольного мастера. Сведений о его работах сохранилось очень мало. Лишь один колокол работы Дмитрия Моторина дошел до наших дней: это небольшой колокол 4-х пудов 27 фунтов (76.6 кг) весом с необычным декором (навершие колокола выполнено в виде головы человека, верхняя часть прорезная, украшенная львиными головами и орнаментом). Колокол был отлит в 1687 году по заказу В.В. Голицына, сейчас он находится в музее "Коломенское".

Из двух братьев Моториных более известным был Иван (1660-е-1735). В 1690-е годы он был уже зрелым мастером и отливал колокола для московских церквей и монастырей. Из этих работ сохранился только колокол, отлитый им в 1692 году для церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе, сейчас он находится на звоннице Покровского собора на Рву, куда был передан в 1990 году из Новодевичьего монастыря (в монастырь колокол попал в 1925 году). На звоннице Покровского собора колокола отца и сына Моториных висят рядом…

В 1701 году после тяжелых потерь в артиллерии под Нарвой Петр I приказал использовать завод Моторина для отливки пушек. У Ивана все получилось почти как у Андрея Чохова, только в отличие от Чохова, Ивану Моторину пришлось осваивать пушечное литье после колокольного... Помогал ему в этом опытный пушечник Мартьян Осипов. За год (!) царский заказ был успешно выполнен. Скорее всего, таких высот, как Чохов, Иван Моторин в литье пушек не достиг, но 113 шести- и трехфунтовых пушек моторинской работы участвовало в последующих Нарвских походах.

В 1702 году Иван Моторин отлил 3233-х пудовый (почти 53 т) Воскресный колокол (есть основания полагать, что при этом он перелил Старый Успенский колокол Чохова, отлитый в 1600 году и, предположительно, разбившийся при пожаре 1701 года). Этот колокол впоследствии был перелит мастером Слизовым в 1761 году, а затем Яковом Завьяловым и Русиновым в 1817-1819 годах в Большой Успенский колокол - ныне действующий Баговестник Московского Кремля. (До 1702 года Воскресным колоколом Кремля считался 998-пудовый колокол Емельяна Данилова, отлитый в 1652 году, затем его стали называть Вседневным). Через два года, в 1704 году, Иван Моторин отлил Великопостный или Семисотный колокол весом 798 пудов (13 т). Этот колокол и сегодня находится на Успенской звоннице Московского Кремля.

В 1712 году завод Моторина сгорел и был восстановлен только через два года. В 1710-е-1720-е годы Иван Моторин много работал, но от этого времени сохранился только Набатный колокол весом 108 пудов (1.8 т), тот самый, который был наказан за призыв к "чумному бунту", с 1821 года колокол находится в Оружейной палате Московского Кремля.

В 1730 году мастер отлил Новгородский колокол для Ивана Великого весом 420 пудов (почти 6.9 т). Он и сегодня находится там на нижнем ярусе звона. В 1731-ом Иван Моторин отлил часовые колокола на Троицкую башню Московского Кремля, а в 1732 году - Успенский колокол в 1000 пудов для Киево-Печерской лавры (не сохранился). В это же время он вместе с сыном Михаилом готовился перелить Большой Успенский колокол работы Александра Григорьева, разбившийся в 1701 году. Но завершить эту работу мастер не успел: в августе 1735 года Иван Моторин умер.

Отливал колокол-гигант, названный Царем-колоколом, Михаил Моторин - представитель третьего и последнего поколения моторинской династии. Лил Михаил Моторин и другие колокола, но имя его прославил именно 12000-пудовый (около 200 т) Царь-колокол, отлитый им в 1735 году, всего через несколько месяцев после смерти отца. Об отливке Царя-колокола подробно рассказано на отдельной странице сайта. "Царь" пострадал в пожаре 1737 года, находясь еще в литейной яме, и поэтому никогда не звонил. Сейчас он украшает Ивановскую площадь Московского Кремля как замечательный памятник всем русским литейщикам.

Светлана НАРОЖНАЯ
Июнь 2004г.

Благодарю К. Мишуровского за дополнительные сведения о колоколах Московского Кремля: Даниловском и Новом. 
Источники:

 

  • А.Ф. Бондаренко "Московские колокола XVII века", "Русская панорама", М., 1998г.
  • А.Ф. Бондаренко "Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее", Государственный исторический музей, М., 2002г
  • М. Портнов "Царь-пушка и Царь-колокол", "Московский рабочий", М., 1990г

 

Когда били колокола.
Из дневников М.М. Пришвина 
(1926-1932)

   

1929

22 ноября. В Лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переливку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол …

1930

8 января. Вчера сброшены языки с Годунова и Карнаухого . Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный.

9 января. На колокольне идет работа по снятию Карнаухого, очень плохо он поддается, качается, рвет канаты, два домкрата смял, работа опасная, и снимать было чуть-чуть рискованно. Большим колоколом, тросами, лебедками завладели дети. Внутри колокола полно ребят, с утра до ночи колокол звенит … Время от времени в пролете, откуда упал колокол, появляется т. Литвинов и русской руганью, но как-то по-латышски бесстыдно и жестоко ругается на ребят. Остряки говорят: бьет в большие колокола и с перезвоном.

15 января. 11-го сбросили Карнаухого. Как по-разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему, и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату.

Карнаухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами …

При своей громадной форме, подходящей большому Царю, он был очень тонкий: его 1200 пудов были отлиты почти по форме Царя в 4000. Зато вот когда он упал, то разбился вдребезги. Ужасно лязгнуло и вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол, и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Карнаухого. Мне, бывшему сзади Царя, не было видно, что спереди и от него отлетел огромный кусок.

19 января. Весь день отделывал снимки колокола. «Разрушите храм сей» …  Все это время лебедкой поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на кусок Карнаухого и Большого, дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать?

Внутренность нашего большого колокола, под которым мы живем, была наполнена туманом: чуть виднелась колокольня, но резко слышались металлические раскаты лебедок, управляющих движением большого колокола на пути по крыше, с которой сегодня он должен свалиться …

Язык Карнаухого был вырван и сброшен еще дня три тому назад, губы колокола изорваны домкратами.

«Аргус» 1913 г. № 8. Очерк Зарина «Колокола».
Еще египтяне и ассирийцы «звоном созывали молящихся в храмы». А за 200 л. до Р.X. историки дают точное описание колоколов в современном значении. В Китае, Японии, Индии – за 4000 лет до Р.X.   

23 января. Все воскресенье и понедельник горел костер под Царем, – чтобы оттаяла земля, и колокол упал на отбитые края ближе к месту предполагаемого падения Годунова. Рабочие на колокольне строили клетку под Годунова.

24 января. Редкость великая: солнечный день. Царя подкопали и подперли домкратом. В воскресенье рассчитывают бросить Годунова...

Колокола, все равно, как и мощи, и все другие образы религиозной мысли уничтожаются... Такое великое надо разумение …

25 января. Лебедками и полиспастами  повернули Царя так, что выломанная часть пришлась вверх. Это для того, чтобы Годунов угодил как раз в этот вылом, и Царь разломился.

27 января. На сегодня обещают бросать Годунова.

28 января. Падение «Годунова» (1600–1930 г.) в 11 утра.

А это верно, что Царь, Годунов и Карнаухий висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что сложится лучше. Это все равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты колхозные машины и красивые статуи Ленина и Сталина …

Так окончил жизнь свою в 330 лет печальный колокол, звуки которого в Посаде привыкли соединять с несчастьем, смертью и т.п. По словам Попова, это сложилось из того, что 1-го мая служились панихиды по Годуновым и, конечно, звонили в этот колокол.

29 января. Мы отправились снять все, что осталось на колокольне.

Рабочие лебедками подымали язык большого колокола и с высоты бросали его на Царя. Стопудовый язык отскакивал, как мячик. Подводы напрасно ждали обломков.

3 февраля. Трагедия с колоколом потому трагедия, что очень все близко к самому человеку: правда, колокол, хотя бы Годунов, был как бы личным явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена формой звучащей, скажем прямо, личностью, единственным в мире колоколом Годуновым, ныне обратно возвращенным в природный сплав. Но и то бы ничего, это есть в мире, бывает, даже цивилизованные народы сплавляются. Страшна в этом некая принципиальность – как равнодушие к форме личного бытия: служила медь колоколом, а теперь потребовалось, и будет подшипником.

30 ноября. Приближается годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни. В особенности жаль «Годунова». Ведь если бы в царе Борисе одном было дело, еще бы ничего, но между царем Борисом и колоколом «Годуновым» еще ведь Пушкин.

В Зап. Европе начало колоколов в VII в.
В Лондоне 850 пуд. – самый большой, если не считать Кельнского «великого молчальника» в 1312 п. (неудачный).
В России первое упоминание в 1066 г.
В XVI в. в Ростове «благовестник» 1000 п.
Конец XVII в. в Ростове митрополит Иона Сысоевич – страстный ревнитель колокольного дела – в 1689 г. он отлил знаменитые 3 ростовских колокола: «Сысой» 2000 пуд., «Полиелейный» 1000 п. и будничный «Лебедь» 500 п.
Троице-Серг. – в конце XVII в. отлит в 3319 п. и в 1746 Елизаветой перелит и доб. до 4000 п. («Царь») Годунов – 1850 и «Кирноцкий» 1275 п.
В Москве на Колок. Ивана Великого «Успенский» – 3355 п. 4 ф.
Крепостной Смагин «собирал звоны» и обучал звонарей.

М.М. Пришвин «Когда били колокола … » (Из дневников 1926–1932 годов)// Прометей. Историко-биографический альманах. М., 1990. Т. 16. С. 411–422

 Источник: www.pravmir.ru

 

 

Династия Усачевых

Представители этой семьи были мастерами и владельцами знаменитых валдайских колокололитейных заводов. Семейное колокольное ремесло начинал Василий Васильевич Рожков, с 1850 г. арендовавший один из колокольных заводов Стуколкиных, которые в это время активно осваивали литейные площади в Санкт-Петербурге, на Малой Охте.

В.Рожков, помимо традиционных ямщицких колокольчиков, отливал церковные колокола, в том числе известный колокол 1861 г. в память освобождения крестьян.

Отец В.В.Рожкова, имевший прозвище Усач, держал железо-скобяную лавку, брат – Николай – слесарную мастерскую и лавку по торговле металлоизделиями, в т.ч. колокольчиками, бубенцами, боталами.Василий, решив сосредоточиться исключительно на колокольном ремесле, для того, чтобы выделяться на фоне многочисленных Рожковых, стал писаться Усачевым, добавляя при этом в скобках (Рожков тоже). В 1876 г. в возрасте 45 лет он умер, оставив вдову Пелагею Ивановну и шестерых малолетних детей. Они то и разовьют славу завода.

П.И.Усачева поставила колокольное дело на прочную основу, изделия завода получили всероссийскую известность. С 1895 года, после смерти П.И.Усачевой, завод находился в общей собственности четырех ее сыновей при явном лидерстве старшего – Николая.

В 1906 г. при разделе имущества, родительский завод достался в совместное владение братьев Николая и Якова, и с тех пор стал называться заводом братьев Усачевых. Третий брат – Алексей, взяв свою часть капитала, основал неподалеку свой самостоятельный колокололитейный завод, известный как завод А.В.Усачева, особенностью которого была практика подбора колоколов по камертону, а также частые заказы от старообрядческих общин из разных регионов страны.

Завод не отливал колоколов – гигантов, самые крупные колокола были весом 200-350 пудов, в основном это были небольшие церковные колокола или их наборы. На заводе был отлит звон в 11 колоколов для открываемого в Подольской епархии Балтско-Феодосиевского монастыря, 7 колоколов для Кафедрального собора в Одессе и т.д.

              

После революции 1918 года А.Усачев закрыл завод, но возобновил литейное производство в 1922 г. Вскоре за неуплату непосильных налогов его имущество, в т.ч. завод, были конфискованы, А.В.Усачев был лишен избирательных прав и возможности трудоустройства. В 1930-е годы переехав в Старую Руссу, работал сторожем, в 1938 г. был арестован по подозрению в проведении “систематической контрреволюционной агитации и шпионажа в пользу одного из иностранных государств”.В 1939 г. освобожден за недостаточностью улик. Умер в Москве в 1942 году, похоронен на Ново-Черкизовском кладбище.

Но все же самым известным и наиболее популярным колокольным заводом Валдая был завод братьев Николая и Якова Усачевых. На этом заводе были отлиты знаменитые колокола для Пюхтицкого женского монастыря, Ставропольского Иоанно-Мариинского, для Преображенского собора в Петрограде, Борисоглебского монастыря в Гродно, для храмов Луги, Балашова, Курска, Царского Села, Вышневолоцкого Казанского женского монастыря, Ваганьковского кладбища в Москве, Рижской духовной консистории, и конечно, для самого Валдая.

За свои изделия завод имел награды, полученные на выставках в Москве, Ростове-на-Дону, Карлсбаде, Марселе, Боровичах и т.д.

В 1918 г. один из братьев, Яков, взяв свою часть капитала и посчитав небезопасным свое дальнейшее существование в Валдае, и тем более занятие колокольным производством, уехал с семьей в Вышний Волочек.

Заводом остался управлять единолично Н.В.Усачев, впрочем и ранее существование при заводе Я.В.Усачева было более формальным. Несмотря на то, что на заводе оставался один Н.В.Усачев название у него оставалось прежнее “Завод братьев Усачевых”. Производство колоколов на нем не прекращалось, а с развитием НЭПа и в связи с массовым закрытием колокольных заводов в России, стало даже развиваться.

В 1927 г. на завод пришел сын Н.В.Усачева – Николай и вновь производство становится семейным делом. Но в 1929 г., при обложении завода налогом, фининспектор не согласился с предоставленной ему декларацией и возбудил против Н.В.Усачева с сыном уголовное дело, якобы за сокрытие доходов.

В январе 1930 года завод был закрыт (это был последний русский колокололитейный завод), владельцы его были осуждены на два года лишения свободы с последующей высылкой и конфискацией имущества. Жена Н.В.Усачева и дочь, лишенные избирательных прав, вынуждены были покинуть Валдай и переехать в Вышний Волочек к Я.В.Усачеву. Туда же после ссылки вернулись и Н.В.и Н.Н Усачевы, похороненные как и Я.В.Усачев в В.Волочке, на старом городском кладбище.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.novgorod.ru

  

 

СВЯТИТЕЛЬ ПАВЛИН МИЛОСТИВЫЙ

епископ Ноланский

  

Павлин Ноланский Милостивый (лат.Pontius Meropius Anicius Paulinus) родился в Бурдигале (современный французский город Бордо) в семье римского сенатора. Он получил хорошее научное образование. Рос добрым и сострадательным человеком ко всем бедным и нуждающимся. Вскоре был избран в римские сенаторы, затем стал консулом, а потом и губернатором области Кампании в Италии.

В 394 году в Барселоне его рукоположили в сан священника. Позднее он со своей супругой основал в Ноле монашескую общину строгой аскетической жизни. В 409(или 411) году при всенародном ликовании он был избран епископом Ноланским. Как рассказывает Житие (из книги свт.Димитрия Ростовского), Святитель Павлин и его благочестивая супруга Тарасия не имели собственных детей и брали убогих сирот на воспитание. Они заботились о сиротах, как о своих детях, питая их едой телесной и духовной. Будучи епископом он управлял всей своей паствою свято и неусыпно, как верный и мудрый домоправитель, «которого господин поставил над слугами своими»(Лк.12:42).Он заботился обо всех нуждах людей: питал и одевал нищих и убогих, сирот и вдовиц, а плененных выкупал на свободу. Он даже продал самого себя в рабство вандальским правителям, чтобы освободить из плена очень многих людей, своих соотечественников.

По выходе из рабства у вандалов святитель Павлин прожил много лет, мудро управляя своей епархией. Однажды, возвращаясь с обхода своей епархии, он прилег отдохнуть на цветущем лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные полевые цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук. Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и скоро начали использоваться в храмах Западной Европы. Так успешно была решена проблема созыва верующих на богослужение в храмы, о чем все время думал и беспокоился  святитель Павлин.

Начало использования колоколов в христианской традиции связано именно с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского. Он остался известен как храмостроитель, писатель и учитель Церкви, преимущественно как христианский поэт.

Память святителя Павлина Милостивого в Православной Церкви — 5 февраля (по н.с.). Скончался святитель 22 июня 431 года в возрасте 78 лет. Павлина хоронили в Ноле при большом стечении народа. Мощи его хранятся в Риме, в храме святого апостола Варфоломея.

Частица мощей святителя Павлина находится в Московской Школе Звонарей Ильи Дроздихина. Ежегодно жители Нолы 26 июня совершают шествие, поминая своего любимого и уважаемого епископа.

 

(Источники: Википедия; www.kolokola.com/archives/3195)